Методики работы с аутистами

В результате нарушения нейронных связей пациенты с расстройствами аутического спектра (РАС) испытывают большие сложности при переключении внимания, распознавании своих и чужих эмоций, адаптации к бытовым изменениям и адекватным выражением агрессии. Современная медицина пока не в состоянии полностью излечить эти заболевания. Тем не менее специалистами разработаны методики работы с аутистами, которые позволяют заметно снизить выраженность симптомов и помогают детям с РАС повысить познавательные способности и улучшить коммуникативные навыки.

Содержание:

  1. Задачи медикаментозного лечения
  2. Психотерапевтические методы
  3. Коррекция стволовыми клетками

Задачи медикаментозного лечения

Коррекция аутизма требует комплексного подхода. Эффективный результат достигается при активном сотрудничестве родителей пациента, врача-психотерапевта, психолога, логопеда, а в тяжелых случаях дефектолога и реабилитолога. К назначению лекарственных препаратов прибегают в тех ситуациях, когда необходимо купировать острые симптомы, не поддающиеся психологическому воздействию:

  • чрезмерное двигательное возбуждение,
  • аутоагрессия,
  • депрессивные состояния,
  • задержка речевого развития.

Их применяют ситуативно и выписывают на короткие сроки или при возникновении кризисных состояний. Лекарственные препараты снижают тревожность, повышенную возбудимость или наоборот апатию, улучшают кровоснабжение мозга.

Психотерапевтические методы

Коррекционная работа с детьми-аутистами проводится в различных формах. Детские психологи во время игровых занятий моделируют разные жизненные ситуации, чтобы дать ребенку возможность заранее подготовиться к возможному стрессу и научиться эффективным способам реагирования. В результате регулярных занятий с логопедом пациенты пополняют словарный запас, меньше повторяют стереотипические слова и фразы. В контакте со специалистами дети лучше преодолевают трудности и налаживают общение с другими людьми. Существует несколько психотерапевтических методик работы с аутистами.

Программа ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children) ставит своей целью максимально возможную самостоятельность ребенка и делает упор:

  • на тесное сотрудничество с родителями,
  • разработку индивидуальной программы коррекции,
  • компенсацию слабых сторон за счет сильных.

АВА-терапия (Applied behavior analysis) для закрепления нужных умений использует положительное подкрепление желаемого поведения и игнорирование неадаптивных навыков. Все задачи, представляющие сложность для ребенка-аутиста: установление визуального контакта, речь, способность слушать, творческая игра — разбиваются на блоки. Каждое действие в них разучивается по отдельности, а затем они снова объединяются в цепочку взаимосвязанных операций и отрабатываются в процессе разнопланового общения с другими людьми. Программа включает 4 последовательных этапа:

  • «язык-понимание» — отработка простых упражнений по принципу условного рефлекса;
  • усложнение — увеличение количества заданий, их свободное чередование;
  • генерализация навыков — включение непривычных элементов (новые места и люди);
  • «выход в мир» — самостоятельное понимание новых стимулов.

Холдинг-терапия предназначена для улучшения эмоционального контакта детей-аутистов с матерями и другими значимыми взрослыми. Мама крепко обнимает ребенка и удерживает его, несмотря на сопротивление, до тех пор пока он не расслабится и не посмотрит ей в лицо. Объятие может длиться до 1 часа и призвано снизить уровень тревожности.

Сенсорная интеграция рассчитана на создание комфортной среды и развитие навыков полисенсорного восприятия. В процессе ребенок учится синтезировать информацию, поступающую от зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Чтобы психотерапевтическая работа с аутистами была более эффективной, важно поддерживать для них благоприятную атмосферу, снижающую уровень тревоги. Жизнь ребенка должна быть предсказуемой и безопасной. Этому способствуют четкий распорядок дня, ритуалы и семейные традиции. Любые изменения необходимо вводить мягко и дозировано, после предварительной подготовки. Успокаивающее действие оказывают также иппо- или дельфинотерапия. Общение с животными рекомендуется как вспомогательный метод для снятия стресса.

Коррекция стволовыми клетками

Данный метод является одним из наиболее перспективных способов лечения аутизма. Стволовые клетки еще не прошли дифференциацию и сохранили способность к самообновлению. В процессе размножения они преобразуются в различные виды ткани, в том числе и нервную, и встраиваются в поврежденные участки мозга. В результате увеличивается количество нейронных связей и улучшается кровоснабжение клеток. При использовании этого метода у пациентов наблюдается заметный прогресс в развитии речи и коммуникативных навыков, снижается агрессивность, нормализуется память, проявляются творческие способности.

Лучше всего применять для трансплантации аутологичные биоматериал. Собственные стволовые клетки не отторгаются иммунной системой организма и не вызывают усиленный рост новообразований, поэтому процедура проходит с минимумом осложнений. Если по каким-то причинам их использование невозможно, допускается введение донорского материала от брата или сестры.

Наибольшим потенциалом обладают стволовые клетки, полученные из пуповинной крови. Современные технологии позволяют сохранять ее в течение длительного срока. В любой момент клетки могут быть извлечены и подготовлены к введению. Если пуповинная кровь не сохранилась, материал для трансплантации берут из костного мозга.

Специалисты клиники онкогематологических и неврологических заболеваний при ММС им. Мардалеишвили (Грузия, Тбилиси) помогают детям с РАС адаптироваться к жизни в социуме. Наш профиль — коррекция аутизма собственными стволовыми клетками пациента. Ежегодно к нам обращаются сотни людей из разных стран. Мы подбираем наиболее щадящие и безопасные методы лечения.

31.05.2019