Распорядок дня аутичного ребёнка
Стабильность, размеренность и предсказуемость – вот основные аспекты для благополучия ребенка с аутизмом. Среда, где ребенок чувствует себя уверенно и комфортно создается при помощи распорядка дня, особого уклада, где учтены потребности ребёнка и семьи.
Перед тем как продумать и составить распорядок дня для ребёнка с РАС, нужно учитывать его основные потребности:
- Режим сна. Обратите внимание на время, когда ребёнок обычно просыпается и засыпает. Некоторые дети с аутизмом могут иметь проблемы с засыпанием или ранним пробуждением.
- Питание: Учитывайте предпочтения в еде, время приёма пищи, а также возможные пищевые особенности или чувствительность.
- Чувствительность к окружению. Обратите внимание на стимулы (свет, звук, запах), которые могут раздражать или успокаивать ребёнка.
- Физическая активность. Насколько важна для ребёнка физическая активность, какие виды упражнений или игр он предпочитает.
Создайте визуальное расписание
Дети с аутизмом часто лучше воспринимают информацию через зрительные образы. Использование картинок, схем или простых изображений для каждого действия поможет ребёнку понять, что будет происходить дальше.
- Составьте распорядок с картинками. Каждое задание или событие дня можно представить картинкой (например, картинка с тарелкой для завтрака, с зубной пастой для чистки зубов и т.д.).
- Используйте таймеры или визуальные подсказки. Например, песочные часы или таймер могут сигнализировать, когда наступает время переходить к следующей активности.
Разбейте день на четкие блоки
День должен быть разбит на чёткие временные отрезки, чтобы ребёнок знал, что ожидать в каждый момент. Помимо основных задач, таких как пробуждение, гигиена, прием пищи, дневной сон (если ребёнок маленький), должны быть предусмотрены:
- Физическая активность и прогулки на свежем воздухе;
- Время для игр;
- Тихий отдых (рисование, рассматривание картинок, чтение книг, просмотр ТВ);
- Специальные занятия (работа с логопедом, с терапевтом или дефектологом);
- Социальная интеграция (обучение бытовым обязанностям, помощь родителям).
В идеале между занятиями необходимо делать перерыв на отдых, но аутичные дети с большим трудом переключаются между задачами. Используйте визуальные или аудиосигналы (например, таймер), чтобы предупредить ребёнка о смене активности.
Учитывайте сенсорные потребности
Некоторые дети с аутизмом могут быть чувствительны к определённым звукам, свету, запахам и текстурам. Понимание этих потребностей поможет вам создать комфортную среду. Например:
- Если ребёнок чувствителен к громким звукам, используйте наушники или приглушите звук.
- Если ребёнок не любит определённую текстуру одежды, выберите более удобные ткани.
Учтите гибкость распорядка
Иногда непредсказуемые ситуации или изменения в расписании могут вызвать у ребёнка стресс. Старайтесь создавать распорядок с гибкостью — например, использовать “дни изменения” или “переходные моменты”, когда можно немного отклониться от стандартного режима.
Трансплантация стволовых клеток – ранняя коррекция детского аутизма