Как обучить аутиста самообслуживанию
Обучение аутичного ребёнка самообслуживанию — это важный и многослойный процесс, который требует терпения, структурированного подхода и внимания к индивидуальным особенностям ребенка. Эту задачу следует разделить на этапы, согласно возрасту ребёнка. За каждый успех в освоении нового навыка, необходимо делать позитивное подкрепление и придумывать небольшие награды.
Разделение навыков на этапы. Каждое действие или навык нужно разбить на маленькие и понятные шаги. Например, если вы учите ребенка мыть руки, этот процесс можно разделить на такие шаги:
- Включить воду.
- Намылить руки.
- Помыть руки.
- Промыть руки.
- Закрыть кран.
Использование визуальных подсказок. Многие дети с аутизмом лучше воспринимают информацию через визуальные средства. Подготовьте картинки или схемы, которые показывают последовательность действий. Например, для чистки зубов можно использовать картинки с шагами, что и как делать.
Моделирование и демонстрация. Покажите ребенку, как выполнять нужное действие, сами выполняя его в его присутствии. Это может быть «моделирование» навыков. Если ребенок наблюдает за вами, он может легче понять, как выполнять те или иные действия.
Использование социальных историй. Социальные истории — это короткие рассказы, которые объясняют ребенку, что, как и почему нужно делать. Например, история о том, как важно мыть руки перед едой, поможет ребенку понять смысл и контекст.
Использование положительного подкрепления. Очень важно мотивировать ребенка. Когда он выполняет шаги правильно или с вами, обязательно хвалите его, давайте положительные подкрепления (словесные похвалы, игрушки, любимые занятия и т.д.).
Структурированное обучение (например, метод ABA). Метод прикладного анализа поведения (ABA) часто используется для обучения детей с аутизмом. Он включает в себя четкие шаги для выполнения задач, которые требуют постоянной практики и подкрепления. В рамках ABA обучают, как выполнять конкретные действия в определенной последовательности, и важно постоянно повторять эти действия.
Создание рутин. Аутичным детям часто легче учиться и адаптироваться в условиях предсказуемости. Стабильные ежедневные рутины помогут детям быстрее освоить навыки самообслуживания, так как они будут ожидать, что действия будут повторяться в одинаковой последовательности каждый день.
Использование сенсорных подходов. Многие аутичные дети могут иметь повышенную чувствительность к текстурам или звукам.Возможно, нужно будет адаптировать материалы или способы (например, мягкие щетки или неяркий свет).
Терпение и регулярность. Процесс обучения может занять длительное время. Важно оставаться терпеливым и последовательным. Вводите изменения постепенно, чтобы избежать стресса и перегрузки.
Постепенное увеличение сложности. Как только ребенок освоит базовые навыки, можно постепенно добавлять новые элементы или усложнять процесс. Например, если ребенок научился одевать простые вещи, можно переходить к более сложным действиям, например, застегиванию пуговиц.
Терапия детского аутизма при помощи стволовых клеток – шанс на полноценную жизнь
Коррекция детского аутизма должна осуществляться систематически с момента постановки диагноза. Одна из наиболее передовых и современных методик коррекции – это трансплантация стволовых клеток ребёнку с аутизмом. Медицинский центр им. Мардалеишвили практикует такие операции не первый год, в числе пациентов центра дети из разных стран мира. И подавляющее большинство их на сегодняшний день прошло успешных пути социализации, получает образование, а главное – надежду на лучшее будущее.
Полноценная жизнь с аутизмом возможна! Узнайте подробную информацию о трансплантации стволовых клеток