Стимы при аутизме
Что такое стимы в аутизме?
Стимминг считается истинно аутичной чертой, поскольку стереотипные движения свойственны многим людям с РАС. Термин “стим/стимы/стимминг” – это сокращение от “самостимулирующего поведения”. Это повторяющиеся движения без определенной цели. Ими может быть тремор рук, раскачивание туловища, прыжки, покачивание головой, постукивание карандашом и т.д.
Стимы у детей аутистов отличаются от стимов у людей с невротическими патологиями тем, что в первом случае они более частые, интенсивные и нестандартные с общепринятой точки зрения. В некоторых ситуациях они могут быть опасны, если, например, ребенок пытается навредить себе каким-то образом.
Рекомендации по управлению стиммингом и обращению его на пользу ребенку
- Не пытайтесь их остановить, если стимы не несут прямую угрозу. Стереотипные движения могут выступать способом успокоиться. При попытках пресечь стимы могут развиваться нежелательные формы поведения.
- Попробуйте определить, почему бывают стимы. Например, у ребенка может быть расстройство обработки сенсорных данных. Иногда дети постоянно что-то кусают и жуют, чтобы испытать дополнительные ощущения в ротовой полости. Предложите ему разные “жевалки”, чтобы перевести нежелательное поведение в более приемлемую форму.
- Стимминг может быть способом переключения внимания. Например, аутист может стимить в шумной обстановке, чтобы отключиться от хаоса.
- Бороться со стиммингом при аутизме можно при помощи физических упражнений, которые предоставляют новые возможности для сенсорной стимуляции. В этом случае полезны йога, длительная ходьба, бег, катание на лыжах и коньках, езда на велосипеде и т.д. Повторение ритмичных предсказуемых движений оказывает успокаивающее воздействие.
- Не оказывайте физическое противодействие стимам, не удерживайте ребенка. В противном случае, без предложения ему альтернативы, вы создадите почву для новых видов стимминга и агрессивного поведения.
- Используйте стимы при РАС в виде новых возможностей для коммуникации и обучения. Например, вы можете присоединиться к самостимулирующему поведению. Если ваш ребенок не перестает стучать кубиком об какой-то предмет, делайте то же самое, только в заданном музыкальном ритме, чтобы разучить новую песню.
Как можно убрать стимы при аутизме психологическим и биологическим путем?
Психологический подход описан выше. Его цель – объяснить ребенку и его родителям причины самостимулирующего поведения и научить их устранять излишние стереотипные движения либо научиться использовать некоторые из них для нормализации эмоционального фона, для обучения.
Биологический подход базируется на коррекции двигательных дисфункций с помощью физиотерапии и лечебной физкультуры. Также рекомендуется лечение расстройства аутистического спектра у ребенка стволовыми клетками, которое устраняет стимы.
Например, данная методика применяется в медицинском центре им. Мардалеишвили и доказала свою эффективность множеством успешно реализованных лечебных протоколов. Дети, проходящие такую коррекцию детского аутизма, избавились не только от стимов, но и от многих прочих симптомов РАС. Специалисты отмечают, что технология многократно превышает результативность традиционных методов коррекции заболевания по разным параметрам.
Усильте классическое лечение аутизма у детей стволовой терапией – устраните негативные стимы и усильте терапевтическую эффективность прочих процедур!