Вербальный и невербальный аутизм
Что такое «вербальный аутизм»?
Термин «вербальный аутист» обычно используется для обозначения человека с аутизмом, который имеет способность говорить и использовать речь для общения. Вербальные аутисты могут выражать свои мысли и потребности словами. Несмотря на то, дети с аутизмом могут разговаривать, они испытывают значительные трудности в коммуникации. Как правило, вербальные аутисты с трудом поддерживают разговор, особенно с незнакомцем, сталкиваются с неправильной интерпретацией невербальных сигналов. Сама речь ребенка с вербальным аутизмом может быть осложнена рядом логопедических проблем. Безусловно, каждый ребенок с аутизмом – индивидуален, соответственно различаются его умения, способности и разнообразные уровни навыков общения и социального взаимодействия.
Что такое «невербальный аутизм»?
Невербальный аутизм – это термин, используемый для описания людей с аутизмом, которые имеют очень ограниченные или отсутствующие способности к вербальному общению. Это означает, что они могут не использовать речь для общения или использовать её в ограниченной степени. Важно понимать, что «невербальный» не означает отсутствие других форм коммуникации. Невербальные аутисты могут использовать различные альтернативные способы для общения, такие как:
- Мимика и жестикуляция. Использование жестов, выражений лица и других невербальных сигналов.
- Альтернативные и вспомогательные коммуникационные устройства. Например, таблички с картинками, специальные приложения на планшетах или другие устройства, помогающие выразить мысли и потребности.
- Письмо. Некоторые люди могут использовать написание текста как способ общения.
- Звуки и голосовые сигналы. Некоторые могут использовать различные звуки, вокализации или даже музыкальные элементы для выражения себя.
Невербальные аутисты могут столкнуться с трудностями в понимании социальных норм, интерпретации невербальных сигналов и адаптации к изменениям в окружении.
Как научить ребенка с аутизмом говорить?
Даже если у ребенка сильна задержка речи (старше 4-5 лет), стоит продолжать работу по развитию речи. План мероприятий составляется индивидуально с привлечением логопеда или поведенческого терапевта. Что может помочь запустить речь у ребенка с аутизмом?
- Визуализация. Аутисты в большинстве лучше воспринимают информацию визуально. Расписание дня, названия предметов и действий преподносят в виде картинок с пояснением.
- Создание инструкций. Используйте короткие, понятные предложения и повторяйте их, чтобы помочь ребенку понять и запомнить информацию.
- Моделирование речи. Говорите медленно и четко, моделируйте нужные слова и фразы, показывайте, как они используются в контексте.
- Игровые методы. Интегрируйте обучение речи в игры и повседневные ситуации. Игры с элементами общения и взаимодействия могут мотивировать ребенка использовать речь.
- Поощрение и поддержка: Поощряйте и поддерживайте любые попытки ребенка говорить, даже если они не идеальны.
- Функциональное использование речи: Учите ребенка использовать речь для достижения конкретных целей, например, для запроса вещей или выражения своих нужд и желаний.
Индивидуальная терапия аутизма стволовыми клетками
Существенный толчок в развитии речи ребенка с аутизмом происходит после трансплантации стволовых клеток костного мозга. Эта методика прошла многолетние испытания во многих странах мира. По статистике медицинского центра им. Мардалеишвили в Грузии около 90% всех пациентов, прошедших терапию стволовыми клетками, демонстрируют уверенный прогресс в развитии речи, эмоционального интеллекта и психической стабильности. Процедура не излечивает аутизм, но позволяет корректировать состояние ребенка и делает возможным его дальнейшее развитие и социализацию.
Узнайте больше о терапии аутизма стволовыми клетками в Грузии.